Физкультурой заниматься
Нам не лень.
Мы готовы кувыркаться
Целый день!
Прыгать бегать и скакать
Чтобы как Валуев стать
Посмотри на луг цветущий -
Ярких красок волшебство
От зелено-изумрудных трав
До радужных цветов:
Желтых, синих, красных, белых,
Розовых и голубых
Разнотравье, разноцветье,
На лугах моей страны.
Раскрашивание картинок - это не только интересное, но и полезное занятие. Раскрашивание картинок помогает малышу расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки. Раскраски приобщают маленького человека к искусству живописи.
|
Куклотерапия в помощь педагогам и родителямчт., 18.10.2018Подготовила: учитель-логопед Осколкова Л.А. В психокоррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия. Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия позволяет педагогу решать разные коррекционно-воспитательные задачи:
Использование данного метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений: - различные отклонения в развитии речи; - эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка; - тревожность, страхи; - проблемы в общении. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает спонтанное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты». Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и пальчиковой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект. Куклы могут показывать, рассказывать, хвалить, спрашивать, помогать играть в разные дидактические игры. Куклы не только привлекают внимание детей, и воспитывают культуру поведения, активность, но и помогают в закреплении поставленных звуков (кукла Лягушка, кукла Машенька, кукла Попугай и др.). Разыгрываются небольшие сценки между ребёнком и куклой. Кукла – Ветерок проводит с детьми дыхательную гимнастику. Есть куклы, которые помогают закреплять грамматические обороты речи (Кукла Солнышко; Куклы Матрёшки; Куклы Домовички ; Кукла Весёлая; Кукла Грустная; Кукла Радуга и многие другие куклы. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, печаточные куклы, куклы-костюмы. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию. Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, или другие изобразительные средства, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. Главное условие – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора. В вашем арсенале могут быть задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: злые (волк, баба-яга), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц, мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), грязнули (поросёнок), драчливые (петух), хвастливые (лягушка), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), мудрые (змея), смешные и забавные (клоун), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, девочка, мальчик, мама, папа) и ряд других. При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. В работе можно выделить ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:
Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление. Однако сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с проблемными детьми. Игры и упражнения, которые можно использовать в сеансах куклотерапии: (Все действия производятся при помощи и от имени куклы) Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники (Куклы) поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Ребенок переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.) Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки - красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые). Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д. Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, кукла стоит на правой ножке. В середине—на левой ножке. В конце – на двух ножках». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол). Игра: «Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Игра: «Кошка» Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному. - Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать) Задание: подобрать существительное по ассоциации. Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку. Кошка: из пальцев - ...фигурка, из карамельки, ириски - …конфетка, из глины, пластилина - …поделка, из теста - …печенье, из бумаги -…аппликация, из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка, из сказки -…герой. Пальчиковая гимнастика. Маленькие ножки шагают по дорожке, Топ, топ, топ, топ – шагают по дорожке. Куколка наша идет по дорожке, И высоко поднимает ножки. На одной ноге стоит, во все стороны глядит. На другую ножку встала, закачалась и упала. Лестница противоположностей: Поднимаемся по лестнице, называя противоположные по значению слова. Горячий – холодный, Белый – черный, Быстрый – медленный, Умный – глупый, Бежит – стоит, Кричит – молчит и т.д. Продолжить чистоговорку: • Ра – ра – ра — начинается …. (игра). • Ры – ры – ры — нужны куклы… (для игры). • Ло – ло – ло — нашим куколкам…. (тепло). • Ши – ши – ши — наши куклы (хороши). • За – за – за — у куклы… (синие глаза). • Ла – ла – ла — моя куколка ….(мила). • Ор – ор – ор — вышли куколки …. (во двор). • Лы – лы – лы — наши куколки… (милы). Игры с мячом Су-Джок, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве. Для игры необходим лист бумаги. Раз-два-три, в правый верхний угол мяч кати! Раз-два-три, в правый нижний угол мяч кати! Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати! Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати! Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку. Мяч можно перекатывать друг другу в зависимости от количества играющих. Слова могут содержать определенный звук: нос-слон-носок-коса-аист… Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот». Эти и другие игры и упражнения помогут не только в решении коррекционно-образовательных задач, но и просто эмоциональному сближению с ребенком. |